Русская мозаика и её уникальность

Искусство мозаики уходит своими корнями в эпоху Древнего Рима. В те времена изображениями, скомпонованными из кусочков плотного цветного стекла (смальты), украшали полы и стены вилл, дворцов и храмов. Широко использовалась мозаика во времена Византийской империи, этот период истории можно назвать расцветом мозаичного искусства. При изготовлении мозаики византийскими мастерами использовалось и сусальное золото, изображения, украшавшие дворцы и храмы, располагались преимущественно на золотом фоне, и это делало стоимость изготовления такой мозаики баснословно дорогой, поэтому с принятием христианства на Руси широкого распространения мозаика не получила. 

Среди техник набора мозаики из камня выделают римскую, флорентийскую, александрийскую и русскую. Наиболее интересными из них можно назвать флорентийскую и русскую мозаики.

Флорентийская мозаика набирается из небольших кусочков полудрагоценных камней: агата, яшмы, лазурита, аметиста, халцедона, мрамора и прочих. Кусочки мозаики имеют неправильные формы, а стыки между ними почти незаметны глазу. Именно поэтому флорентийскую мозаику еще называют «картина в камне». Изготовление такой мозаики требует ювелирной точности и большого мастерства мозаичиста. 

Великолепными примерами флорентийской мозаики служат картины, олицетворяющие пять чувств, украшающие знаменитую Янтарную комнату в Царском Селе, а также множество изделий из коллекции Государственного Эрмитажа. 

На фото ниже представлена картина «Зрение» и столешница с изображениями атрибутов науки и искусства.

19258060 74458468_Untitled6

 

 

 

 

 

 

Русскую мозаику картиной в камне при всем желании не назовешь. Возрождением мозаичного искусства в России занимался величайший ученый земли русской Михаил Ломоносов в эпоху правления дочери Петра I Елизаветы, и в XVIII веке русские мастера-мозаичисты быстро овладели флорентийской и римской техниками набора, что позволило им конкурировать с европейскими мастерами. И уже во второй половине XVIII века на Петергофской фабрике стали изготавливать изделия в новой по тем временам технике.

Русская мозаика — по сути облицовка основы из прочного материала тончайшими (2-3 миллиметра толщиной) небольшими пластинами поделочного камня с почти невинными глазу стыками между ними. Наиболее широкое распространение получили изделия из малахита и лазурита. Мастерство мозаичиста заключалось в том, что подобрать узор камня следовало таким образом, чтобы создавалось впечатление цельного, монолитного изделия, тогда как ни малахит, ни лазурит не встречаются в природе огромными кусками. От классической мозаики русскую технику отличает не только отсутсвие изображения, но и возможность использования этой техники на сферических, цилиндрических поверхностях, что невозможно, скажем, при изготовлении флорентийской мозаики.

Русской мозаикой украшали как небольшие предметы, например, шкатулки, так и огромные декоративные элементы, такие как напольные вазы в Эрмитаже, полуколонны иконостаса Исаакиевского собора. Поражают воображение и Агатовые комнаты в Царском Селе, отделанные в технике русской мозаики. 

На фото ниже представлен вид на иконостас Исаакиевского собора с малахитовыми и лазуритовыми полуколоннами; декоративные столешницы и вазы из малахита и лазурита из коллекции Эрмитажа. 

92193

0_a1b7c_45967f3b_XL

original

 

 

 

 

 

 

Но это далеко не все, что нам известно по теме. Познакомиться поближе с различными техниками набора мозаики вы можете на наших экскурсиях. Приглашаем вас на экскурсию в Эрмитаж, Царское Село, Исаакиевский собор и Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) с SPb Spirit! 

 

Без комментариев

Оставить комментарий