Эпоха Ренессанса и скульптурный портрет

Эпоха Древней Греции и Рима ознаменовалась настоящим расцветом культуры и искусства. Литература, музыка, скульптура, театр являлись неотъемлемой частью жизни наших предков, люди научились понимать и ценить то, что могло усладить их взгляд и слух. Творцы черпали вдохновение в окружающем мире; например, физическая красота человеческого тела воспета в бесчисленных скульптурах того времени. Литературные произведения воспевают подвиги героев, пороки общества, триумфы полководцев. В театральных постановках боги зачастую действую бок о бок с простыми людьми. Смело можно сказать, что все искусство тех времен сфокусировано на человеке.

С принятием христианства, однако, основной темой в искусстве на многие века становится религия. Развивается иконография, художники изображают библейских персонажей и сцены. Человек как центр вселенной надолго отходит на второй план.

Но мир не стоит на месте, и в XIII веке в Италии зарождается то, что получит название «эпоха Возрождения» или «Ренессанс». Итальянские художники заново переосмысливают искусство в пользу человека.

В эпоху Возрождения стремительно развивается темперная, а впоследствии и масляная живопись, возвращается забытое на века искусство скульптурного портрета.

Удивительно, но при том уровне развития культуры и искусства, которого достигли в Древней Греции и Риме, живопись в те времена практически не развивалась, зато скульпторы создавали изумительные скульптурные портреты. Резцом им удавалось передать не только внешность человека, но и характер и настроение модели. Ваятели Ренессанса начинают вновь изображать обычных людей в камне.

Сегодня мы познакомимся поближе с неким флорентийским синьором. Из его портрета ясно следует, что это человек зрелых лет, ясного ума – на это указывает высокий лоб, запавшие виски, выступающие скулы. У модели мужественное и энергичное лицо. В уголках рта притаилась саркастическая улыбка. Весь облик этого человека дышит решительностью.

Портрет дает нам и социальную характеристику модели. Внешность этого господина говорит о том, что он не простой человек. На нем дорогая одежда – рубашка, собранная складками, и накидка с меховой оторочкой указывают на высокий статус. Головной убор в те времена мог быть изготовлен из бархата, хотя гладкая поверхность терракоты, к сожалению, не передают фактуру материала. Скорее всего, это солидный обеспеченный буржуа. Портрет выполнен флорентийским мастером, и на тот момент безымянный человек, запечатленный в камне, являлся идеалом Флоренции: умный, состоявшийся, успешный, не зеленый юнец, но и не глубокий старик. Скульптору (им считают последователя известного матера Бенедетто да Майано) замечательно удалось передать как внешний облик, так и статус человека.

“Мужской портрет” из собрания Государственного Эрмитажа – всего лишь капля в море шедевров, с которыми вы можете познакомиться во время экскурсии.

Бронируйте экскурсию в Эрмитаж с  SPb Spirit, будет интересно!