Что общего у метро и Спаса на Крови?

Мы любим метро Петербурга, но и к московскому относимся с большим пиететом. Одна из самых любимых станций SPb Spirit – Новокузнецкая, и вот почему: мозаичные плафоны, украшающие станцию, созданы в годы Блокады Ленинграда мастером Владимиром Александровичем Фроловым.

Первая в России частная мозаичная мастерская была открыта в Петербурге в 1890 году старшим братом Владимира Александровича, Александром. В 1896 году мастерская получает первый крупный заказ – исполнение наружных мозаик строящегося храма Воскресения Христова, больше известного как Спас на Крови. Заказ братья Фроловы получили в результате проведенного конкурса, предложив мозаичные образцы, прекрасно выдержавшие петербургскую зиму. В конкурсе мастерская Фроловых обошла мозаичистов из Императорской Академии Художеств, “Венецианскую мастерскую” и “Societa Mussiva” из Италии, а также немецкую фирму “Пул и Вагнер”. Вскоре Фроловы получают заказ на исполнение мозаик для украшения храма изнутри. Совокупная площадь мозаичного убранства Спаса на Крови внутри и снаружи превышает 7000 квадратных метров.

После смерти брата в 1897 году Владимир Александрович Фролов возглавил и продолжил работу мастерской, со временем он стал руководителем мозаичного отделения Академии Художеств. Работы Фролова украшают храмы и особняки в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Таллине, Варшаве.

Владимир Александрович Фролов выполнил мозаики, украшающие станции Московского метрополитена: Маяковская, Автозаводская, а самая последняя работа по эскизам Александра Александровича Дейнеки предназначалась для убранства станции Павелецкая. Впоследствии мозаики разместили на Новокузнецкой, которую по праву можно назвать одной из самых красивых станций Московского метро.

Владимир Александрович Фролов скончался от голода в Ленинграде 3 февраля 1942 года, вскоре после завершения работы над мозаиками. Но памяти, которую он оставил о себе, можно только позавидовать.

Узнавайте больше о Петербурге и не только на экскурсиях с SPb Spirit!