Голландия и символы

Продолжаем знакомиться с шедеврами искусства в коллекциях музеев Петербурга. Сегодня нас ждет работа одного из ярких представителей голландской живописи XVII века Яна Давидса де Хема.

Хорошо развитая экономика Голландии обеспечила появление большого количества зажиточных бюргеров, которые и диктовали спрос на произведения искусства. Интерес проявлялся в простым и понятным каждому сюжетам: бытовому жанру, натюрмортам, пейзажам, портретам. Так называемые «Малые голландцы» — не школа или направление в живописи, а талантливые голландские мастера, в XVII веке работавшие над полотнами небольших размеров, которые были по карману представителям среднего класса. При этом необходимо отметить, что, несмотря на то, что художники зачастую использовали дешевые материалы, многие из них достигли невероятного мастерства и производили полотна высочайшего качества.

У художников существовала узкая специализация, так как это позволяло отточить мастерство в определенном жанре. Ян Давидс де Хем прославился натюрмортами настолько, что многие собратья по ремеслу копировали его композиции.

Сегодня мы познакомимся с полотном де Хема «Цветы в вазе» из коллекции Государственного Эрмитажа.

WOA_IMAGE_1

Картина понятна на первый взгляд – мы видим букет цветов в вазе. Казалось бы, самый банальный натюрморт без сюжета. Но так ли она проста, как кажется? Ответ – нет.

Во-первых, в букете соседствуют цветы, цветущие в разное время года. Среди них есть и только завязавшиеся бутоны, и уже отцветающие венчики. Юность и старость, вечный круговорот жизни.

Во-вторых, цветы говорят на своем языке. В центре композиции красный бархатный мак, символ забвения и сна. Голубой ирис рядом – символ Царствия небесного. Художник призывает нас подумать о вечных ценностях, помещая в букет колос – символ Христа. Белая роза соседствует с анемоном, обозначая бренность плоти. И над всей цветочной композицией кружат бабочки – символы человеческой души.

Необходимо упомянуть и так любимые голландцами тюльпаны, которые не обошел вниманием и де Хем в своей работе. В тридцатые годы XVII века в Голландии разразилась настоящая «тюльпаномания». Торговцы спекулировали луковицами тюльпанов, сколачивая и теряя целые состояния. Так что тюльпан в данной, если можно так сказать, философской композиции можно рассматривать и как символ богатства, и как символ нищеты, то есть, де Хем дает понять, что все в мире, в том числе и богатство, относительно. И заметьте, это было до Эйнштейна!

Обращает на себя внимание и великолепная техника мастера. Холст выглядит практически как фотография, кроме того, де Хему удалось передать даже оптический эффект преломления стеблей в вазе с водой. С большим мастерством написано и отражение окна в стеклянном боку вазы. Это притом, что картина была написана чуть менее четырехсот лет назад.

Приглашаем вас полюбоваться изумительной коллекцией голландской живописи на экскурсии в Эрмитаж с SPb Spirit!

 

Без комментариев

Оставить комментарий